Первая мировая война дала мощный импульс развитию многих отраслей военной науки и техники. Одним из наиболее наглядных нововведений стало повсеместное распространение маскировочной защитной окраски самых различных объектов: от бронепоездов и боевых кораблей до солдатских касок. Разумеется, не остался в стороне и самый молодой на тот момент род войск - авиация. Но, прежде чем заняться маскировкой летающих объектов, воюющим державам пришлось решать вопрос их идентификации, чтобы летчики и наземные войска могли быстро и по возможности безошибочно отличать свои аэропланы и дирижабли от вражеских.

ФРАНЦИЯ

Безусловный приоритет в деле изобретения и внедрения авиационных опознавательных знаков принадлежит французам. Еще 26 июля 1912 г., то есть за два года до начала войны, французская Инспекция по Аэронавтике издала приказ об изображении на верхних и нижних поверхностях крыльев всех самолетов, относящихся к военному ведомству, красно-бело синих концентрических кругов, скопированных с матерчатых кокард, которые носили на головных уборах солдаты времен Великой французской революции. Позже появился дополнительный идентификационный знак - раскрашенный вертикальными полосами тех же цветов руль поворота.

Инструкция не требовала наносить «кокарды» или полосы на борта фюзеляжа, поэтому, если таковые все же встречались, их следует считать проявлением инициативы выпускавших самолеты авиафирм или самих пилотов. Никаких окрасок на военные самолеты тогда еще не наносили, все они летали в естественных цветах материалов, из которых были построены - лакированного дерева, металла и белого хлопчатобумажного полотна, пропитанного аэролаком, придававшим ему желтоватый оттенок.

Первым во французской авиации появился не камуфляж, а «антикамуфляж», служащий для того, чтобы более быстро и уверенно отличать свои самолеты от вражеских, в том числе и на больших дистанциях, на которых обычные опознавательные знаки малозаметны. С этой целью летом 1915 года переднюю часть фюзеляжей истребителей «Моран-Солнье» начали красить в красный или черный цвет. Очевидно, этой же цели служила желтая окраска специальным пигментом (jaune clair) носовых частей самолетов фирмы СПАД, применявшаяся в 1915-16 годах. Остальные поверхности также имели желтый цвет лакированного полотна.

В 1916году отмечены первые французские опыты камуфлирования самолетов. В частности, истребители «Ньюпор» начали покрывать сверху и с боков двухцветным камуфляжем, состоявшим из широких полей зеленого и коричневого цветов. Это делало их менее заметными на фоне земной поверхности. Однако крупные и яркие «кокарды» на верхнем крыле, а также блестящий дюралевый капот, который оставляли неокрашенным (возможно, из-за того, что краска плохо держалась на металле), значительно снижали маскировочный эффект. Краски наносились пульверизатором, без трафаретов, поэтому границы полей были размыты. Нижние поверхности машин оставались в цвете лакированного полотна.

В литературе есть упоминания о том, что иногда в «камуфляжную палитру» «ньюпоров» добавляли и третий цвет -светло-зеленый или хаки.

На раннем этапе войны окраска французских аэропланов централизованно не регламентировалась и зависела от фирм-производителей. Так, на некоторых авиазаводах аэролак смешивали с алюминиевой пудрой, получая, таким образом, серебристую краску, которой самолет покрывался целиком, за исключением металлических деталей.

Но в 1917 году был введен единый пятицветный деформирующий камуфляж, состоявший из полей неправильной формы светло- и темно-зеленого, бежевого, коричневого и черного цветов.

Интересно, что, поскольку никаких специалистов по маскировочным окраскам во французской армии еще не было, да и научные исследования в этой области находились в зачаточном состоянии, к разработке камуфляжных схем привлекли профессиональных художников.

Схемы включали только верхние и боковые поверхности, нижние же, как и прежде, предполагалось просто покрывать аэролаком. 18 ноября 1917 г. эти схемы разослали по всем авиазаводам. В сопроводительных письмах указывалось, что расположение и форма полей камуфляжа не являются догмой и допускают отдельные отступления при сохранении общей концепции. В результате на большинстве заводов в окраски самолетов внесли свои индивидуальные особенности, благодаря чему для историков авиации не составляет большого труда определить по фотографии, на каком французском предприятии изготовлена та или иная машина. Во все камуфляжные краски, кроме черной, добавлялась алюминиевая пудра, из-за чего цвета были неяркие, с тускло-серебристым оттенком. Несмотря на то, что сам по себе французский камуфляж был весьма рационален, огромные, во всю ширину плоскостей, «кокарды» на верхнем крыле делали его малоэффективным. Вдобавок, на верхнем крыле французы обычно рисовали столь же крупный и яркий тактический номер машины, который тоже отнюдь не способствовал ее маскировке. Возможно, поэтому французские авиаторы не очень-то полагались на защитные свойства камуфляжа. Напротив, весьма популярны были крупные разноцветные эмблемы эскадрилий или индивидуальные эмблемы пилотов, которые еще больше снижали маскирующий эффект. Зато считалось, что это ободряюще воздействует на своих летчиков и деморализует воздушного противника. Обычно такие эмблемы рисовали на бортах фюзеляжей за кабиной.

Прислал Михаил Жирохов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >