ИТАЛИЯ

Италия вступила в войну позже других ведущих европейских держав, но опознавательные знаки появились на итальянских самолетах уже в августе 1914 года. Первоначально они представляли собой герб королевской семьи (черный орел с красным геральдическим щитом на груди. На щите - прямой белый крест), изображавшийся на руле поворота. В 1915 году эти эмблемы дополнили белые кольца и диагональные полосы на крыльях.

После вступления в войну вид итальянских 03 коренным образом изменился. По примеру других стран Антанты рули поворота стали окрашивать вертикальными полосами цветов национального флага - зеленой, белой и красной. Но итальянцы пошли еще дальше - в те же цвета они начали красить еще и нижние поверхности крыльев (у бипланов -нижнего крыла). 2/3 левого крыла целиком красили в зеленый цвет, 2/3 правого - в красный, а участки обоих крыльев, примыкающие к фюзеляжу, - в белый или оставляли в цвете лакированного полотна. Очевидно, в Италии решили, что пытаться сделать самолет незаметным с земли все равно бесполезно, так пусть уж, по крайней мере, не возникнет проблем с его идентификацией.

Сверху на крылья наносили красно-бело-зеленые «кокарды». При этом встречались опознавательные знаки с центральным красным и внешним зеленым кругом, а также  с обратным порядком расположения цветов. Во втором случае речь, скорее всего, шла о самолетах, полученных из Франции, у которых центральные синие круги просто закрашивались зеленой краской. «Кокарды» на бортах фюзеляжей изображались не всегда. Иногда вместо них (или одновременно с ними) рисовали тактические номера самолетов, различные декоративные рисунки, эмблемы эскадрилий или индивидуальные эмблемы пилотов. В некоторых случаях тактические номера римскими или арабскими цифрами изображали также на верхнем крыле.

Ближе к концу войны итальянцы отказались от окраски всего нижнего крыла «под флаг» и стали рисовать на нем обычные «кокарды».

Положение дел с окраской самолетов в Италии первоначально напоминало российское. Аппараты французской постройки, составлявшие значительный процент самолетного парка, носили «фирменные» цвета их производителей (желтые, а позднее - пятицветные «спады» и серебристые « ньюпоры » и «анрио»).

Машины местного производства летали неокрашенными. Только в конце войны некоторые итальянские «анрио» и «ансальдо» получили оригинальный камуфляж, состоящий из пятен желтой охры, сделанных губкой или краскопультом, и более частых мелких пятен (мазков флейцевой кистью) зеленого и коричневого цветов, нанесенных поверх них (см. фото на стр. 46). Известен и упрощенный вариант этой окраски, состоявший только из небольших зеленых пятен. Камуфляж подобного рода наносился на полотняные поверхности крыльев и стабилизатора, а фюзеляжи итальянских машин, как правило, имевшие фанерную обшивку, оставались в натуральном цвете неокрашенного лакированного дерева. Также не красились и алюминиевые капоты.

ГЕРМАНИЯ

1 августа 1914 года, в день, когда Германия объявила войну России, был оглашен приказ «Инспектората воздушных сил» (Idflieg), согласно которому опознавательным знаком всех немецких военных самолетов должен являться черный, расширяющийся к концам «тевтонский крест», именовавшийся также «железным крестом» (по названию известного прусского ордена) или «крестом пате» (Cross Patee). Кресты надлежало размещать по обеим сторонам крыльев (у бипланов - сверху на верхнем крыле и снизу- на нижнем), а также - на фюзеляже и руле поворота. Исключением являлись баварские воздушные части. На их самолетах руль поворота целиком окрашивался в черный цвет (позднее от этой практики отказались).

Поначалу пропорции креста не оговаривались, поэтому известно много его вариаций, отличавшихся радиусом изгиба боковых граней и степенью расширения к концам. На раннем этапе войны иногда встречались кресты, образованные прямыми линиями и состоящие из четырех соединенных в центре равнобедренных треугольников.

С осени 1914-го кресты стали изображать на фоне белых квадратов. В июне 1916-го все пропорции креста были стандартизированы, а осенью того же года с целью снижения заметности белые квадраты сменила узкая белая окантовка шириной 5 см.

20 марта 1918 г. в Германии произошла очередная реформа 03. Вместо образованного радиальными дугами «креста пате» был введен прямой равносторонний «балочный крест» (Balkenkreuz), в геральдике именуемый «греческим». Ширина белой обводки увеличилась до 15 см. В апреле вышел новый приказ, предписывающий рисовать обводку шириной в 1/4 от ширины черной «балки» креста. Такие кресты просуществовали вплоть до заключения версальского мирного договора, зафиксировавшего поражение Германии в войне и запрещавшего ей иметь военно-воздушные силы. Германия первой среди участников империалистической войны всерьез озаботилась вопросом снижения заметности самолетов в воз-

духе. После ряда малоудачных экспериментов, вроде попытки Фоккера создать «невидимый» самолет с прозрачной целлоновой обшивкой, немцы пришли к идее маскировочной окраски. Правда, первым в немецкой авиации, как и во Франции, появился не камуфляж, а «антикамуфляж». Его появление было вызвано тем, что самолеты, выпускавшиеся в 1914-15 гг. на фирме «Пфальц» являлись почти точными копиями французских «моранов-солнье». Чтобы исключить возможность ошибочной идентификации, У «пфальцев» в дополнение к обычным опознавательным знаком передние части фюзеляжей окрасили в черный цвет, а остальные поверхности - в белый и нанесли кресты не только на фюзеляж, крылья и руль поворота, но еще и на горизонтальное оперение.

Первые германские самолеты в защитной окраске появились на фронте в 1916 году. Надо отметить, что поначалу никакого намека на единообразие в этом деле не существовало. Как и во Франции, каждая авиастроительная фирма красила самолеты по-своему, в соответствии с собственными представлениями о том, что нужно для маскировки. Известно множество разновидностей германских камуфляжей, существовавших в 1916-1917 годах. Перечислим основные из них:

1. Двухцветный камуфляж крупными полями коричневого и зеленого цветов, разновидностью которого являлся трехцветный камуфляж с добавлением светло-зеленого или желтовато-бежевого (охра) оттенка. Часто встречался на истребителях-бипланах фирмы «Фоккер», «Хальберштадт», «Роланд», «Альбатрос» и «Сименс- Шуккерт» D.I. На «хальберштадтах», «альбатросах» и «фоккерах» в указанные цвета окрашивали только полотняные поверхности и только сверху и с боков. Нижние поверхности красили светло-голубой краской под цвет неба. Деревянные фюзеляжи «альбатросов», как правило, не окрашивались, что фактически сводило на нет маскирующий эффект камуфляжа, хотя иногда их красили коричневой краской. Также не красились дюралевые капоты. В конце войны коричнево-зеленый камуфляж (наряду с фиолетово-зеленым) получили некоторые цельнометаллические самолеты Юнкерса.

2. Цельно-голубая с легким фиолетовым оттенком окраска всего самолета. Применялась на истребителях «Роланд» и «Хальберштадт». 3. Серебристая окраска. В этот цвет красился либо весь самолет, либо только нижние поверхности. У некоторых «альбатросов» и «пфальцев» «серебрянкой» покрывали деревянные участки обшивки. 4. На «альбатросах» D.III и D.V, а также на «роландах» и «пфальцах» в 1917 году широко применялся фиолетово-зеленый камуфляж.

Прислал Михаил Жирохов.
< Предыдущаяя 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >