ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Наибольшим единообразием и консерватизмом во внешнем облике боевых аэропланов в годы Первой мировой войны отличалась Великобритания. На начальном этапе английские аэропланы, также, как и все остальные, летали неокрашенными. Но весной 1916 года в Великобритании был издан приказ об окраске всех военных аэропланов в единый стандартный цвет PC 10. Эта аббревиатура расшифровывается как Pigmented Cellulose Specification №10, то есть «пигментированная целлюлоза 10-го стандарта». Как мы видим, название ничего не говорит о цвете данного красителя, однако сохранился и его рецепт. PC 10 вырабатывался путем добавления в аэролак желтой охры и черного красителя в пропорции 12:1, в результате чего получалась коричнево-бурая нитроэмаль с зеленоватым оттенком, напоминавшая цвет болотной тины. Этим составом покрывались верхние и боковые поверхности крыльев, фюзеляжа и оперения. Нижние оставались неокрашенными, то есть - светло-желтыми. Так же неокрашенным в большинстве случаев оставляли алюминиевые капоты. Как правило, не красили деревянные межкрыльевые стойки, хвостовой костыль, а иногда и фанерные участки обшивки фюзеляжа.

У аэропланов, построенных на заводах «Сопвич» и «Виккерс», судя по фотографиям, не красились кили и полотняная обшивка спицовки колес. Помимо маскирующего эффекта, PC 10 обеспечивала защиту полотна от воздействия солнечных лучей, вызывавших растрескивание аэролака и снижавших прочность ткани. Для районов с жарким климатом и повышенной солнечной радиацией была разработана краска PC 12 с улучшенными защитными свойствами, в которую, вместо желтой, входила красная охра. Краска имела темный шоколадно-коричневый цвет и в дневных условиях не обладала маскировочным эффектом. Впрочем, в Египте, Палестине и Месопотамии, где применялись самолеты, окрашенные подобным образом, особой необходимости в снижении их заметности не возникало из-за откровенной слабости противостоящей англичанам на этих фронтах турецкой авиации. Опознавательные знаки появились в английской авиации позже, чем во Франции. Первым символом государственной принадлежности был маленький британский флажок «Юнион Джек», изображенный на руле поворота или на борту фюзеляжа. Иногда руль целиком раскрашивали в виде флага. В 1915 году англичане по примеру союзников ввели сине-бело-красные круги и полосы на руле, но порядок цветов в «кокардах» был обратным французскому.

Британские опознавательные знаки наносились на концы крыльев и борта фюзеляжа за кабиной. На машинах, покрытых защитной краской, «кокарды» поначалу рисовали прямо поверх PC 10, но, поскольку синий внешний круг на больших расстояниях сливался с фоном, 5 мая 1917 г. вышла директива, предписывающая окружать опознавательные знаки, нанесенные на верхнем крыле и фюзеляже, тонкой белой обводкой. Для аэропланов военно-морской авиации сперва придумали особую систему обозначений, состоящую из бело-красных (от центра к краям) кругов на крыльях и изображения английского флага на бортах фюзеляжа, но просуществовала эта система недолго и вскоре от нее отказались в пользу унификации 03 с самолетами армейской авиации. В эскадрильях на самолеты, окрашенные в PC 10 и PC 12, обычно наносили белой краской тактический номер в виде крупной арабской цифры (реже - латинскую букву или буквенно-цифровой код). На фоне неокрашенного полотна номера рисовали черной краской. Иногда номер дополняла или заменяла эмблема эскадрильи, представлявшая собой геометрическую фигуру, полосу или простенький квадратный значок.

Прислал Михаил Жирохов.
< Предыдущая 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >