Немецкие ученые предположили, что самолет, раскрашенный подобным образом, при быстром перемещении относительно противника будет потерян из вида за счет эффекта слияния цветов. Разумеется, полностью достичь такого результата не удалось, но в целом маскировочный эффект получился хорошим, причем, как на дальних, так и на ближних дистанциях. Вблизи разноцветные пятна окраски давали пеструю мелькающую картинку, плохо воспринимаемую зрением, а вдалеке - сливались в общий нейтральный фон, примерно соответствующий среднему цвету земли, наблюдаемой с больших высот.

Были разработаны два основных типа «лозенга», предназначавшиеся для верхних (а также - боковых) и нижних поверхностей. Каждый из них в свою очередь подразделялся на четырехцветный и пятицветный. Существование четырех- и пятицветного вариантов, вероятно, объясняется тем, что немцы так и не определились, какой из них предпочтительнее. Надо отметить, что разноцветные шестиугольники «лозенга» наносились на полотно для обтяжки самолетов еще на ткацких фабриках. Обтянутые подобной тканью самолеты уже не нуждались в покраске, что дава-48 л0 большую экономию во времени и персонале. После обтяжки машины только покрывали аэролаком.

Приказ о внедрении в военной авиации обтяжечной ткани типа «лозенг» вышел еще в ноябре 1916 года, но, несмотря на очевидные преимущества нового камуфляжа, его внедрение шло довольно медленно. Окончательный переход на «лозенг» состоялся лишь в начале 1918-го. Наибольшую эффективность он обеспечивал на самолетах с полотняной обшивкой, таких как «фоккеры» D.VI и D.VII. У «альбатросов», «пфальцев» и «сименс-шуккертов» камуфлированное полотно покрывало только крылья и оперение. Деревянные фюзеляжи оставались неокрашенными, что, конечно же, снижало эффект маскировки. Для исправления этого недостатка фюзеляжи и даже межкрыльевые стойки иногда оклеивали «лозенговой» тканью или же красили в один или несколько защитных цветов.

Помимо основных, в Германии существовали дополнителные упрощенные виды «лозенга», предназначенные для морской авиации и ночных бомбардировщиков. Они отличались не только наборами цветов, в каждом из которых присутствовали только три оттенка, но и формой в виде правильных симметричных шестиугольников. К великому сожалению германских конструкторов и ученых, корпевших над созданием все более изощренных камуфляжных схем, боевые летчики относились к результатам их трудов с откровенным пренебрежением, а военное начальство вовсе не настаивало на том,

чтобы самолеты в течение всего срока службы оставались в фабричной защитной окраске.

В Германии отсутствовал запрет на индивидуальные раскраски машин, поэтому любая эскадрилья и даже отдельный пилот могли разрисовать свои самолеты во все цвета радуги и изобразить на них какие угодно сюжеты, ограничиваясь только рамками своей фантазии. Немецкие летчики, особенно -истребители, очень широко пользовались этой возможностью, которой были лишены их британские коллеги. С середины 1917 года в германских ВВС не осталось, пожалуй, ни одного сколь нибудь известного пилота, чей самолет не выделялся бы яркой индивидуальной раскраской, надписью или рисунком, а самолеты, окрашенные в красный, желтый, синий или другие отнюдь не маскировочные цвета встречались едва ли не чаще, чем покрытые стандартным камуфляжем.

АВСТРО-ВЕНГРИЯ

Вскоре после начала Первой мировой войны австрийцы переняли опознавательный знак у своих немецких союзников. Черные «кресты пате» на фоне белых квадратов (или без них) наносили на крылья, фюзеляжи и рули поворота. При этом крыльевые 03, как правило, рисовали не на концах плоскостей, а примерно на середине полуразмаха.

Характерным отличительным признаком австрийских машин был четырехзначный серийный номер (первые две цифры отделялись точкой), который в обязательном порядке наносился черной краской на борта фюзеляжа за крестом. Правда, этот номер (а иногда и крест) летчики порой закрашивали своими индивидуальными или отрядными эмблемами.

Весной 1918 года австрийцы, опять-таки вслед за немцами, сменили «тевтонские» кресты на «греческие», но на самолетах выпущенных ранее, опознавательные знаки, как правило, не перерисовывали.

Примерно до 1917 г. австрийские самолеты не красились. В дальнейшем появилось множество импровизированных видов и схем камуфляжей, разработанных на заводах, в авиапарках, а то и прямо на аэродромах. Одновременно до самого конца войны на фронтах летали и неокрашенные машины.

На истребителях «Оэффаг» наиболее часто встречалась окраска верхних и боковых (или только верхних) поверхностей зелено-оливковой краской. Краска обычно наносилась губкой или тампоном довольно неровно и зачастую из-под нее просвечивала фанера или полотно. Иногда она имела вид частых, кое-где сливающихся вместе зеленых пятен. В некоторых случаях эта окраска дополнялась множеством мелких пятнышек или спиралек цвета беж или

желтого цвета, рисовавшихся кистью от руки. Известны также «оэффаги», целиком окрашенные в светло-коричневый цвет.

«Авиатик-берги», «бранденбурги» и «фениксы» в конце 1917-го-начале 1918 года получили защитную окраску, состоявшую из множества коричневых и (или) оливково-зеленых пятен разных размеров и формы, иногда расположенных довольно свободно, а иногда сливавшихся в общий фон.

Примерно в это же время австрийцы начали экспериментировать с внедрением в авиации камуфляжа типа «лозенг». «Австрийский лозенг» по форме напоминал «упрощенный немецкий», так как состоял из симметричных гексагональных фигур. Но цветов в нем было больше, причем в их орнаменте обычно чередовались диагональные линии холодных и теплых тонов.

Более простая форма цветовых полей позволяла наносить такой камуфляж не только на ткань, но и на деревянные поверхности при помощи трафаретов. Этим достигалось единообразие камуфляжной окраски всего самолета. Таким образом красились, в частности, многие истребители «Авиатик-Берг» D.I и некоторые «оэффаги».

К концу войны этот весьма трудоемкий камуфляж упростился до широких диагональных полос темно-зеленого (или темно-серого) и светло-коричневого цветов (или цвета беж) со ступенчатыми границами, как бы состоящиими из нескольких рядов однотонных шестиугольников. Впрочем, иногда рисовали не угловатые, а просто волнистые линии раздела цветов.

Наиболее оригинально и живописно выглядело австрийское камуфляжное полотно, раскрашенное на фабрике в виде орнамента, состоящего из коричнево-желто-зеленых спиралевидных розеток. Это был первый опыт применения в камуфляже так называемого иридизирующего эффекта, мешающего сосредоточить взгляд на окрашенном подобным способом предмете, размывающего его форму и раздражающего зрительные нервы наблюдателя.

Правда, эффект иридизирующих кругов и спиралей проявляется только при быстром перемещении объекта на относительно близком расстоянии от зрителя, а уже в нескольких десятках метров они становятся неразличимы, сливаясь друг с другом. Возможно, поэтому «спиральный» камуфляж не получил широкого распространения, хотя крылья и оперение некоторых австрийских боевых самолетов в 1918 году обтягивались такой тканью.

В заключение надо сказать, что австро-венгерские летчики не меньше, чем их коллеги из других стран, любили украшать любили украшать свои аэропланы различного рода эмблемами и рисунками.

Прислал Михаил Жирохов.
< Предыдущаяя 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |