Сложные сюжетные рисунки на фронтовых самолетах британской авиации были запрещены, также как индивидуальные эмблемы экипажей и какие-либо надписи, кроме технических. Только самые знаменитые асы могли себе позволить пренебречь этим запретом. Более либеральные порядки царили в летных школах, где порой попадались самолеты, окрашенные не в суровый PC 10, а в яркие декоративные цвета и даже узоры.

Заканчивая рассказ об окрасках английских самолетов, надо отметить, что PC 10 входе эксплуатации выгорала на солнце, приобретая все более тусклый и коричневатый оттенок. Кроме того, при смешивании красителей не всегда точно соблюдали пропорции, поэтому оттенки защитного покрытия заметно варьировались от зелено-оливкового к темно-коричневому.

 РОССИЯ

Российская авиация в Первую мировую войну применяла как самолеты собственной постройки, так и полученные от французских и английских союзников. Российские машины в 1914-15 годах не красились, а только покрывались аэролаком.

Опознавательные знаки появились на русских самолетах в соответствии с изданной в апреле 1914 г. инструкцией Генерального штаба, которая предписывала наносить на носовую часть каждого военного аэроплана изображение государственного герба (двуглавого орла), а на нижнюю поверхность крыльев - кон- центрические круги национальных цветов.

Опознавательные знаки появились на русских самолетах в соответствии с изданной в апреле 1914 г. инструкцией Генерального штаба, которая предписывала наносить на носовую часть каждого военного аэроплана изображение государственного герба (двуглавого орла), а на нижнюю поверхность крыльев - кон- центрические круги национальных цветов.

Той же инструкцией предусматривалось указывать на фюзеляжах самолетов номера авиаотрядов, а на рулях поворота - номера самолетов в отряде.

Но, судя по многочисленным фотоснимкам, в части изображений номеров и двуглавых орлов инструкция выполнялась далеко не всегда, зато красно-бело-синие круги, как правило, с самого начала рисовали не только на нижних, но и на верхних поверхностях крыльев. Позже они появились на бортах фюзеляжей, рулях поворота, а иногда еще и на стабилизаторах и даже на дисках колес.

У русских «кокард», в отличие от английских и французских, радиус центрального (белого) круга был значительно больше ширины синей и красной обводок. Исключение составляли машины, полученные из-за границы, на которых 03 накрашивались еще в стране-производителе. Кроме того, на самолетах французской постройки, предназначенных для России, рули поворота раскрашивались вертикальными бело-сине-красными (от носа к хвосту) полосами, а у русских машин на них рисовали круги.

В некоторых случаях «кокарды» имели тонкую белую обводку, а иногда такая же тонкая белая линия отделяла синий цвет от красного. Истребители «Сикорский» С-16, принадлежавшие «Эскадре воздушных кораблей», носили на бортах, а иногда и на рулях поворота изображения треугольного вымпела цветов российского флага, служившего эмблемой всех самолетов эскадры.

Осенью 1916 года Главное управление Воздушного флота издало приказ об окраске боевых самолетов в серебристый «защитный» цвет, получаемый путем добавления алюминиевого порошка в аэролак второго покрытия. Такая окраска частично способствовала снижению визуальной заметности самолетов на фоне неба, но главным ее назначением было повышение стойкости полотняной обшивки к солнечным лучам и атмосферным воздействиям. Начиная с 1917 года большинство самолетов, построенных на российских заводах, были серебристого цвета. Прежде всего, это относится к истребителям «Ньюпор» и «Спад». В 1917 году, очевидно, под влиянием французов в русской истребительной авиации быстро распространилась мода на отрядные знаки и индивидуальные эмблемы пилотов. На сегодняшний день удалось установить множество таких символов и осуществить их документальную «привязку» к конкретным людям и подразделениям. Так, эмблемой 4-го корпусного отряда являлась белая шестиконечная звезда на красном фоне, изображенная на руле поворота. В 19-м корпусном отряде руль окрашивали в черный цвет, а на нем рисовали белой краской «адамову голову» - череп и кости. В 3-м корпусном отряде в качестве эмблемы изображали на бортах самолетов голову индейца в уборе из перьев, в 7-м - голову орла, а в 8-м - червовый туз. Но в некоторых авиаотрядах до революции своих эмблем ввести не успели, или же информация об этом не сохранилась.

Прислал Михаил Жирохов.
< Предыдущая 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Следующая >