Прислал Михаил Жирохов.

В. Котельников
Американские совы в советской авиации
ОКРАСКА И ОБОЗНАЧЕНИЯ САМОЛЕТОВ КЕРТИС 0-52 В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

В декабре 1941 года 30 самолётов по "ленд-лизу" направлено в СССР (добралось только 19). Ими в 6 запасной авиабригаде в Иванове вооружили 2 корректировочные эскадрильи, которые в марте-октябре 1942 года были отправлены на фронт. Самолёты O-52 вели ближнюю разведку, корректировали огонь артиллерии, выполняли функции самолётов связи на Карельском, Ленинградском и Калининскоом фронтах до 1944 года. В тылу O-52 использовался для связи и аэрофотосъёмки. Последние самолёты эксплуатировались трестом "Аэрогеология" Наркомата геологии до начала 50-х годов.

Самолеты поступали в нашу страну, будучи уже окрашенными по американскому стандарту того времени: верх — темно-оливково-зеленый (olive green), низ — серый (neutral grey). Что не характерно, более ничего американского на них не было: ни звезд в круге, ни звезд без круга, ни номеров на киле. Абсолютно чистый самолет. Поэтому художникам нет нужды трудиться, "закрашивая" мифические опознавательные знаки заокеанских союзников.

В 22-м ЗАП самолеты продолжали летать без опознавательных знаков, в том числе и советских. Лишь в мае 1942 г. командир вновь созданной 6-й ЗАБ (запасная авиабригада) запретил выпускать в воздух машины без красных звезд. Номера наносились мелом на киле или руле поворота. Известны 0-52 с номерами

«2» и «3». В 13-й ОКАЭ звезды с белой окантовкой располагались на фюзеляже и с черной - на самом конце крыльев снизу. В 42-й ОКАЭ — звезды без окантовок на киле и, вероятно, снизу на крыле; присутствие из на фюзеляже на фотоснимке незаметно. В 5-й ОАФАЭ — звезды с красно-белой окантовкой на фюзеляже, киле и снизу на крыле.

На снимке самолета, разбитого старшим лейтенантом Орловым в аэрофотосъемочной эскадрилье, можно увидеть уже не только звезды и номера, но и птичку на на борту. Была ли это эмблема 5-й ОАФАЭ, прихоть Орлова или просто шутка механика и реальные цвета пернатого - тайна, которая, вероятно, никогда не будет раскрыта и мы не настаиваем на предложенном вам цветовом решении.

«Кертис», принадлежавший тресту «Аэрогеология» в начале 50-х годов нес гражданские обозначения СССР-Ф281 на обоих бортах фюзеляжа; СССР - сверху на левом и снизу на правом крыле; Ф281 — сверху на правом и снизу на левом крыле. На фотографии, вроде бы, различим камуфляж, но плохо, и условно будем считать самолет оливковым.

Пропеллер был окрашен в серебристый цвет с эмблемой фирмы изготовителя на лопастях (у СССР-Ф281 лопасти черные с желтыми законцовками). В литературе не удалось найти информацию об окраске интерьера кабины и шахт шасси, но по воспоминаниям А. С. Шевчука, все они были окрашены серебрянкой. Приборные доски - черные. Стойки шасси-серебрянка, видимые элементы гидравлики - полированная сталь. Крыльевые подкосы и диски колес — серые. Сверху у корня закрылков — белые таблички с красной надписью «No step» («He наступать»). Зимние лобовые щиты на капотах 0-52 в 42-й ОКАЭ, вероятно, зеленые (краска А-24м). Не исключены аэролак АМТ-4 того же цвета или другие защитные краски и лаки.