Прислал Михаил Жирохов.
< Предыдущая | 1 | 2 | 3 | Следующая >
МиГ-21 - памятник египетским летчикам в Каире

весной следующего года была осуществлена «операция 105» по доставке МиГ-21Ф-13 чехословацкого производства. Легкие истребители этой модификации, снимавшиеся с вооружения в странах Варшавского Договора как устаревшие, имели ограниченную дальность и слабое прицельное оборудование. Но на Ближнем Востоке они ценились за свою маневренность и пилотажные качества. МиГ-21Ф-13 превосходил израильские "Миражи» по динамике и разгонным характеристикам, а также имел неоценимую в ближнем бою встроенную пушку НР-30, которой лишились более поздние, чисто ракетные МиГи. Египтяне летали на МиГ-21Ф-13 еще в начале восьмидесятых годов, когда в других странах эти ветераны уже стояли в авиационных музеях.

Уроки "шестидневной войны" пошли впрок: восстанавливая ВВС, египтяне уделили должное внимание маскировке и камуфлированию.

Среди нескольких цветовых схем, принятых для истребителей, наибольшее распространение получил двухцветный камуфляж с основным фоном "пустынного" песчаного цвета и коричневыми полосами охристого или шоколадного оттенков. Другой вариант «полосатой» схемы имел почти равномерное распределение чередующихся песчаного и коричневого цветов.

Что касается опознавательных знаков, то на них наложили отпечаток политические перемены в стране. С разочарованием в социалистических идеалах в Египте в мае 1971 г. началась так называемая "исправительная революция" (оказывается, бывают и такие), устранявшая результаты прежних увлечений. Всед за сменой в октябре того же года названия страны на АРЕ (Арабская Республика Египет) и принятием нового флага изменились и опознавательные знаки. Сохранив те же красно-бело-черные цвета, они лишились "союзных" звездочек, а флажок на киле украсил государственный символ - геральдический орел. Примечательно, что на эмблемах никак не отразилось объявление ислама государственной религией АРЕ (традиционный мусульманский зеленый цвет является непременным атрибутом опознавательных знаков всех остальных арабских государств).

С весны 1970 до лета 1972 г. по просьбе египетского руководства ПВО страны обеспечивали советские летчики на своих МиГ-21С и СМ. Информация об их службе и сегодня крайне скудна, как и сведения об окраске их машин. Известно лишь, что истребители структурно не подчинялись египетскому командованию, но все же несли опознавательные знаки страны пребывания.

Накануне подготовленной арабами «Великой освободительной войны» 1973 г. часть самолетов получила новые схемы камуфляжа.

Их особенностью стало нанесение пятен более сложной формы, размывающих контуры самолета, и обрамление их переходным кантом, обычно светло-серого или сиреневого цвета. Основным тоном оставался песочный, иногда имевший более яркий желтый оттенок.

Второй цвет, нанесенный пятнами или широкими извилистыми полосами, был серо=зеленым ("хаки").

Единого стандарта их нанесения не соблюдалось и соседние самолеты одной эскадрильи могли существенно различаться в окраске.

Встречались и машины в более контрастной расцветке с пятнами асфальтового и ярко-зеленого цветов (видимо, результат аэродромной "самодеятельности". Свой вклад в устранение единообразия, чуждого восточному колориту, вносило и палящее солнце, под которым краски быстро выгорали, причем разные цвета неравномерно (в зависимости от стойкости пигмента). и налетавший с пустыни ветер хамсин, "шлифовавший " краску песком.

Новые «маскхалаты» получили не только боевые МиГ-2МФ, ПФ и ПФМ, составлявшие основу истребительной авиации, но и находившиеся в резерве «старички» МиГ-21Ф-13 и разведчики МиГ-21РФ.

Живописную картину египетских "двадцать первых" в ходе войны еще более разнообразили поставки новых самолетов. Спешно пополняя тающую в ожесточенных боях египетскую истребительную авиацию, из СССР перебросили по воздуху 109 МиГов, взятых прямо из советских частей, в том числе и из Западной группы войск. Большинство из них сохраняли свой естественный неокрашенный вид - на камуфлирование просто не было времени. Единственное, что успевали сделать - задували "серебрянкой" красные звезды и снимали кое-что из секретной аппаратуры. Кстати, на перевозивших МиГи транспортных Ан-12 также спешно, за одну ночь, перекрасили звезды на эмблемы Аэрофлота и нанесли гражданские регистрационные номера.

По окончании войны поставки советской авиатехники Египту продолжались еще некоторое время, хотя «вечная» дружба стала явно катиться к закату. Помимо наших МиГ-21, египтяне получили около 80 их китайских аналогов F-7. Общее число "двадцать первых" в египетских ВВС даже через 10 лет после октябрьской войны составляло внушительную цифру - 142 самолета.

МиГ-21 последних серий уже на собиравшем их горьковском авиазаводе №21 получа-