Прислал Михаил Жирохов.
1 | 2 | 3 | Следующая >

В долгой боевой биографии истребителя МиГ-21 участие в ближневосточных конфликтах стало одной из наиболее ярких страниц. Сотням «двадцать первых», попавших в арабские страны без малого 30 лет пришлось сражаться в многочисленных войнах, шедших в этом регионе. Наибольшим числом МиГ-21, количество которых в строю временами превышало полторы сотни, обладал Египет. Чтобы вспомнить о перипетиях его службы в египетских ВВС, проведем небольшой экскурс в историю.

Первые МиГ-21Ф-13 появились в арабских странах «социалистической ориентации» летом 1962 г. Освоение машин из-за не очень высокой квалификации местных летчиков и, особенно, техсостава шло ни шатко ни валко. Особых успехов в стычках с израильтянами новые истребители не имели. Усилению мощи ВВС мешали и межарабские распри, из-за которых не удались попытки объединить усилия. В результате, провозглашенная в конце пятидесятых Объединенная Арабская Республика в составе Египта, Сирии и Северного Йемена вскоре распалась. Египет, однако, сохранил за собой громкое название ОАР, символизирующее единство арабских интересов. Прежними остались и опознавательные знаки ОАР на египетских МиГах, принятые в 195В году вместо зеленых «исламских» кругов и полумесяцев.

Трехцветные кокарды ОАР содержали красный (цвет крови, пролитой за свободу), белый (символизировавший чистоту помыслов) и черный (опора на землю) концентрические круги. На белом фоне изображались две маленькие зеленые звездочки. Такие кокарды наносились симметрично на крыле и фюзеляже. На киле красовался флаг ОАР.

Черные четырехзначные номера арабскими цифрами располагались на носу фюзеляжа перед фонарем. Нумерация самолетов ОАР была сквозной и единой для всех ВВС, причем однажды присвоенный но-

мер сохранялся за машиной на весь срок службы, а при ее списании - исключался из списка вместе с самолетом. Стоит заметить, что такая система была была неплохим ориентиром для израильской разведки, помогая отслеживать численный состав и дислокацию авиации противника.

Поставки новой партии МиГ-21 были связаны с сооружением при советском содействии грандиозной Асуанской ГЭС на Ниле.

Опасаясь, что Асуанская ГЭС может стать целью израильской авиации, власти ОАР попросили помочь и с усилением ПВО. В ответ египетский президент Гамаль Абдель Насер получил в апреле 1964-го сразу два подарка: звание Героя Советского Союза и новые эскадрильи "двадцать первых". Помимо МиГ-21 Ф-13, в Египет направлялись новейшие перехватчики МиГ-21ПФ, оборудованные радиолокационным прицелом.

Судить об окраске первых египетских МиГ-21 можно лишь по воспоминаниям наших советников: фотографии того периода никогда не появлялись в печати, ведь вместе с истребителями арабы получили и отечественное отношение к секретной технике - последнему слову тогдашней авиации. Вероятно, самолеты сохраняли тот вид, в котором поставлялись из СССР, - природный цвет неокрашенного дюраля.

Подтверждением могут служить донесения израильских летчиков, разбомбивших арабские аэродромы в первые часы "шестидневной войны" 1967 года. Израильтяне отмечали, что сверкавшие под ярким африканским солнцем самолеты были видны издалека, помогая бомбардировщикам выйти на цель. Пренебрежение маскировочной окраской дорого обошлось египтянам - прями на стоянках было уничтожено 369 самолетов. В груды обломков превратились 89 из 100 МиГ-21, накануне блестевших полированным дюралем на египетских авиабазах.

Благодаря активной поддержке Советского Союза самолетный парк ОАР был восстановлен в считанные месяцы. Партия МиГ021 поступила и из дружественного Алжира. Через год, к июню 1968-го, в состава ВВС Египта имелось 115 МиГ - 21ПФ и ПФМ, а